МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО
Педагогический проект «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений»Педагогический проект "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений" Сроки реализации проекта 2022 – 2023 учебный год Цель проекта: Развивать речь детей, обогащать словарный запас черезигровую деятельность. Создать условия для развития речи детей посредством дидактических игр и упражнений. Задачи: 1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речи дошкольников. 2. Формировать умения у детей четко и правильно говорить в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной возрасту детей 5-7 лет. 3. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Актуальность проекта Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребёнка. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Самое ценное в нашей жизни — это дети. Благодаря речи дошкольник познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает своичувстваипереживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наиболее эффективной формойорганизации преодоления речевых нарушений является комплексная работа. Без помощи родителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Иначе говоря, следует приложить все усилия к тому, чтобы произношение будущего школьника соответствовало норме – причем позаботиться об этом нужно еще до школы. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин: 1- это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей). Основным новообразованием этого периода является овладение речью; 2 – постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей 3 – глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Моя задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что его окружает. Поэтому не случайно мною выбрана тема проекта: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любойучебный материалувлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Посредством дидактических игр и упражнений пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Глава 1. Обоснование необходимости проекта Правильная речь рассматривается как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка. С целью выявления у детей уровня развития речи, мною была проведена диагностика детей группы. В результате, выявила, что у дошкольников способность к построению грамматически правильной связной речи недостаточно высокая. Дети в речи пользовались преимущественно простыми предложениями, некоторые затруднялись в оформлении предложений, помогали себе жестами, словами – заменителями, пересказывали текст по вопросам, фрагментарно или вообще от пересказа отказывались. В общение и с воспитателями, и сверстниками вступали, но общение было затруднено недостаточной развитостью речевых форм. Такие результаты объясняются следующими факторами: ·несформированность некоторых психических функций (внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля); ·невозможностью родителей уделять должного внимания ребенку, показывая личный пример; Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависела от способа, которым я должна была пользоваться. Результаты диагностики показали, что из 23детей: у 12 детей речь сформирована в соответствии возрасту: правильное звукопроизношение, детимогутпередатьинтонациювопроса,просьбу, восклицание. Могут подобрать слова на заданный звук, могут также дифференцировать звуки на мягкость и твердость; у 11 детей, что составило средний уровень форсированности речи - дети могут неверно произносить шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Не могут дифференцировать звуки на твердые и мягкие согласные, Мною проведена анкетирование родителей (респондентов было – 21) с целью выявить, что их беспокоит в речевом развитии ребенка? Какая работа по данному вопросу проводится с ребенком дома? и, Какие вопросы по речевому развитию детей хотели обсудить? По результатам анкетирования родителей выявлено, что систематически занимаются развитием речи детей в домашних условиях только 25% родителей; 33% родителей мало уделяют времени занятиям с детьми; остальные родители считают, что этим должны заниматься педагоги в детском саду. Анкетирование родителей помогло мне лучше узнать детей и спланировать работу с учетом их индивидуальных особенностей.Таким образом, результаты диагностических данных и анкетирование показали необходимость дополнительной педагогической работы потеме: Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» Я убеждена (попробую доказать это) в том, что именно использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития речи детей дошкольного возраста, а именно: - содержательность и связность речи (диалога и монолога);
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
Гипотеза проекта: Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышениеих коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности. Построение педагогического процесса, направленного на развитие речи, начинается с определения его цели. 1.1. Цель, задачи, ожидаемый результат Цель проекта: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Создать условия для развития речи детей посредством дидактических игр и упражнений в группе. Для реализации цели я определила следующие задачи: 1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речи дошкольников. 2. Формировать умения у детей четко и правильно говорить в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной возрасту детей 5-7 лет. 3. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Для успешного овладения ребенком речью использую средства: - общение, которое сопровождает ребенка в любой деятельности, - культурно-языковая среда, - обучение, - игра. В проекте представлены такие виды игровой деятельности как: - дидактические игры, - подвижные игры, - театрализованные игры, - сюжетно – ролевые игры. Я хочу получить следующие ожидаемые результаты: Для группы: Создание предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей. Для детей: Положительная тенденция по развитию речи детей в динамике на начало и конец года. По работе с родителями: Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс как партнеры. Для себя: Получить новые знания о развитии речи детей дошкольного возраста через самообразование. 1.2. Этапы реализации проекта 1-й этап – организационный поисковый Изучить необходимую литературу, подобрать методический и практический материал. Разработать тематическое планирование по работе с воспитанниками и их родителями. Подобрать диагностический инструментарий. 2-й этап – практический Создать условия в группе для развития речевой активности детей; Создать дидактические игры по направлениям: - развитие мелкой моторики рук, -развитие артикуляционного аппарата, - развитие речевого дыхания,
Создать альбомы с иллюстрациями предметных и сюжетных картинок и потешками; Создать картотеку дидактических игр; Создать мнемотаблицы для пересказа сказок, небольших рассказов и морфологические схемы для составления описательных рассказов и заучивания стихов; Создать театр по видам. Подобрать информационно-просветительский материал с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Привлечь родителей к изготовлению пособий. 3-й этап – внедренческий oПроведение дидактических игр с детьми во всех видах деятельности. oПроведение мероприятий с родителями по вопросам речевого развития детей. oОформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта. 4-й этап – аналитический: §Диагностика детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта. §Анализ результатов реализации проекта. Презентация проекта. §Анкетирование родителей.
1.3 Перспективное планирование.
Глава 2. Особенности построения проекта. 2.1. Методологическая и теоретическая основа проекта. Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи. В советской психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. Изучение развития речи в общении восходит к идеям Льва Семеновича Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией, которой является коммуникативная функция. Однако связь развития речи с общением неодинаково понимается и реализуется в исследованиях разных авторов. - Марии Монтессори в своей педагогической системе уделяла большое внимание тренировке мелкой моторике и физической активности. Ею доказано, что движение пальчиков и умеренная физическая нагрузка положительно влияют на развитие речи и умственные способности детей. - Теоретические и практические положения великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Практические рекомендации, содержавшиеся в книге «Развитие речи дошкольника», широко применяются до сих пор. - Мая Ивановна Лисина считает, что "...Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.). Исключительное значение речи в психическом становлении ребенкаделает важным знаниеусловий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах. Вопрос о силах, движущих развитием речи, приобретает особую остроту еще и потому, что оно совершается стремительно, скачками и как бы стихийно. Согласно многим исследованиям, к 5 годам дети практически овладевают всеми сторонами речи: почти полностью формируется звуковая система, достаточно обширный словарь и грамматический строй..." Таким образом: - изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я поняла, как важно использовать речевые упражнения, игры в том числе и дидактические в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей; - только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме. 2.2. Основные принципы Основными принципами моего педагогического проекта являются: 1.Принцип наглядности. Принцип наглядности выражает необходимость формирования у детей представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений. 2.Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно и соответствовать развитию ребенка. 3.Принцип систематичности и последовательности. Это означает, что обучение и поставленные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому. 4.Принцип развивающего и воспитывающего обучения. В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. 5.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. 2.3. Методы обучения и приемы Для успешной реализации данного проекта использую методы и приемы, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к речевой деятельности. Наглядный метод - наблюдение, демонстрация, использование ТСО (проектор, компьютер). Метод демонстрации: - рассматривание предметов
- показ способа действий - демонстрация картин, иллюстраций Словесные методы и приемы: - объяснение - рассказ воспитателя - рассказывание по игрушкам и картинкам - чтение и рассказывание художественных произведений
- пересказ - обобщающая беседа - рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические и игровые методы и приемы:
- элементарные опыты,
- выполнение заданий по образцу - совместное изготовление атрибутов
- игры-драматизации
- хороводные игры Наглядные методы - возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, для этого использую осмотр и рассматривание натуральных предметов, показ картин и фотографий, игрушек. Словесные методы, связанные с художественным словом: чтение стихов кукле, описание детьми картинок и игрушек, придумывание небольших сюжетных рассказов. Практические методы с целью — обучить детей на практике применять полученные знания. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления полученных знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомством литературного текста провожу с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки для обучения детей рассказыванию. Наглядные игры-занятия и игры-инсценировки важны для развития речи, т.к. они обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. 2.4. Педагогические технологии Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашей группе условий я использую следующие технологии: Технологии организации работы по развитию общения и речи: технология проектной деятельности; технология развития детского речевого творчества; технология группового взаимодействия детей; технология поисково-исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии. Педагогические технологии: 1. Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; 2. Игровые технологии. Игра является – мощным стимулом в развитии связной речи воспитанников. Использование игр и создание речевых ситуаций в ходе игр вызывают у детей готовность, желание играть и общаться, обучаться. 3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой)- это совместная партнерская деятельность воспитателя и детей, детей и детей. 4. Информационно-коммуникативные технологии (средства ТСО); 5. Здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. 6. Личностно – ориентированная технология обучения и воспитания, которая обеспечивает необходимые условия для развития индивидуальных способностей воспитанника. Для этого: использую систему поэтапного обучения, включаю в организованную образовательную деятельность творческие задания, дидактические игры. 7. Технология проблемного обучения. Формирует у детей логическое мышление, познавательные способности и навыки пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц. 2.5. Механизм реализации проекта осуществляю через:
- совместную игровую деятельность, - самостоятельную деятельность детей,
- взаимодействие со специалистами учреждения,
Глава 3. Содержание проекта 3.1Организация работы с воспитанниками С цельюорганизацииусловий, направленных на развитие речи воспитанников, создала соответствующую предметно –развивающую среду в группе: 1. Оформила центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнила яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей. 2. Провела классификацию дидактических игр: - по содержанию дидактические игры разделила на:
· развитию речи, · формированию математических представлений, · музыкальные игры и др. - по степени активности детей на:
· дидактические игры - по наличию игрового материала на: · игры с предметами и игрушками (дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов; знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цвет, величина, форма; решают задачи на сравнение, классификацию), · настольно-печатныеигры (парные картинки, лото, домино) основаны на принципе наглядности – детям дается не сам предмет, а его изображение. · словесные – (дети оперируют представлениями) в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы; развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли: - на образование множественного числа существительных («Один – много») - упражнять в использовании местоимений «Подбери правильно» - на образование прилагательных от существительных («Кто это?», Чье это?») - игра-путешествие, - игра-поручение, - игра-предложение,
- игра-беседа. - игры на развитие мелкой моторики · театрализованные игры (фланелеграф, пальчиковый театр, кукольный театр, игры-драматизации, настольный театр). - Подобрала предметные и сюжетные картинки, игрушки. Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. Это еще кукольный театр, выступления на мероприятиях и праздниках. В подготовительной к школе группе работу вела на закрепление и совершенствование полученныхзнаний, большое вниманиеуделяла использованию вербальных и невербальных средств общения детьми и овладению графическими способами представления информации через развитие графических навыков, навыков пространственной ориентировки на листе бумаге. С этой целью я в своей работе применяла такие игровые упражнения («Узнай гласный звук» -безмолвная мимика, «Волшебная точка» - графический рисунок). Все действия проговариваем с детьми, обыгрываем. Таким образом, дидактические игры помогали детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, у детей развивается активная речь и речевые коммуникативные функции. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Поведение детей изменилось: они стали более активными, повысился интерес к дидактическим играм. Их ответы стали более полные, содержательные, точные, дети стали замечать ошибки в речи у сверстников, повысился контроль над своим звукопроизношением. Уровень грамматически правильных ответов значительно повысился. У большинства детей появился интерес к книге. В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате чего интенсивно развиваю смысловую сторону речи, функцию сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляцию. Для развития воображения и развития речи, освоения действия замещения, освоения действия моделирования игрового пространства я использую в работе фланелеграф и заместители персонажей сказок. Так же использую картотеку и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Во время игр и в процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формирую у детей понимание обобщенных названий предметов (одежда, мебель, посуда, транспорт), тем самым обогащаю словарный запас детей. 3.2. Организация работы с родителями В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Поэтому включение родителей в педагогический процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Взаимодействие с родителями по реализации данного проекта в моей группе осуществляется через: - Проведено родительское собрание по теме: «Развиваемся играя», на котором обсуждались вопросы «Влияние дидактических игр на умственное развитие дошкольника», «Значение дидактических игр в развитии речи», а также были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений. - Подготовлены консультации для родителей на темы:
• «Речевое развитие детей 5-7 лет» • «Роль семьи в развитии речи ребенка» • «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять» • «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»
• «Детям читаем, рассказываем, играем» • «Дидактические игры в развитии речи ребенка» - Проведены индивидуальные беседы с родителями, дети которых нуждаются в вопросахпообогащению пассивного словаря ребёнка, стимулировании речевой активности и познавательного интереса детей. - Даны практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. - Кроме консультаций для родителей по данной теме даны рекомендации: ·«Воспитание звуковой культуры речи» ·«Формирование грамматического строя речи» ·«Артикуляционная гимнастика» ·«Развитие речевого слуха» ·«Игры на развитие мелкой моторики» -Подготовила памятки для родителей: ·«Говорю с ребенком на языке игры». ·«Факторы успешного речевого развития детей». ·«Родителям по развитию речи» - Оформила папку – передвижку на тему: «Игры по развитию речи» - Работает методическая копилка для родителей «Домашний Речевичок» - Проведено анкетирование родителей, целью которого было узнать детей и спланировать работу с учетом их индивидуальных особенностей. - Изготовлен плакат на тему: «Играя развиваем речь». - Оформила выставку дидактических игр для родителей. - Провела интерактивную площадку с родителями группы по обмену опытом на тему: «Дидактические игры на развитие речи детей в домашних условиях. На которой совместно с родителями был проведен мастер-класс по изготовлению дидактических игр и пособий по развитию речи. Глава 4. Заключение В результате проделанной работы согласно этапов проекта. Я провела промежуточную диагностику сформированности основ речевого развития детей, которая показала, что из 30 детей: у 23 детей речь сформирована в соответствии возрасту - правильное звукопроизношение, могут передать интонацию вопроса, просьбу, восклицание. Могут самостоятельно составляют из основных элементов 3-5 букв, правильно расположить буквы в пространстве, правильно взаиморасположить элементы букв Из среднего уровня на высокий уровень перешло 12 детей. У 7 детей средний уровень сформированности речи - могут подобрать слова на заданный звук, могут так же дифференцировать звуки на мягкость и твердость, частично путают соответствие предметных картинок звуковым моделям. Можно сделать вывод, что применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Играя, дети лучшеусваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников получены положительные результаты. Прослеживается положительная тенденция по развитию речи на начало и конец года Поставленные цель и задачи проекта реализованы в полном объеме. Используемая литература 1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008
4. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:
речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984.. 6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 2007г. 7. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 2009. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 2010. 9. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.– М.:1983 г..
31 марта 2024 в 20:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.