План по самообразованию
Тема: «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа».
Цель: овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Срок работы над темой: 2023- 2024 уч. г.
Задачи:
1. Формировать умение сопереживать героям сказок.
2. Одновременно развивать нравственно-этический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов.
3. Формировать правильное звукопроизношение.
4. Моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели.
Прогнозируемый результат: у детей развивается фантазия и воображение, память, внимание, восприятие, активизируется и обогащается словарный запас. Дошкольники связно излагают свои мысли, самостоятельно создают свои книжки с придуманными сказками.
Актуальность: речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Связность речи – это связность мысли. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Развитие связной речи дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Особую роль играет составление творческих рассказов на основе сказочного сюжета. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку. Описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь
1. «Проблемные ситуации для старших дошкольников».
Цель: закрепление умения размышлять, самостоятельно решать логические задачки; развитие памяти и сообразительности.
2. «Отгадай сказку».
Цель: развитие мыслительной деятельности, памяти, сообразительности; умения по кратким фрагментам из сказки узнавать сказку (ее название и содержание).
3. «Играем со сказкой».
Цель: развитие творческих способностей детей; умения придумывать несколько вариантов окончания сказки. |
Ноябрь
1. Пересказ сказки с элементами сочинительства «Хитрый кот – добрый кот».
Цель: закрепление умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту и придумывать продолжение; закрепление умения выразительно рассказывать; расширение активного словаря словами-действиями, словами-определениями.
2. Придумывание конца сказки «Как медвежонок сапожки потерял». (О.И. Соловьева).
Цель: закрепление развития воображения, творчества, интереса к сочинительству; развитие умения придумывать к сказке конец, рассказывать связно, последовательно.
3. Моделирование нового сказочного сюжета на основе знакомой детям русской народной сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».
Цель: закрепление умения пересказывать готовый текст, используя модели по сюжету; развитие творчества при создании моделей. |
Декабрь
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Цель: развитие умения соблюдать логику при развитии новой сюжетной линии сказки; умения придумывать новую сказку с использованием приема «салат из сказок», когда встречаются герои из разных сказок.
2. «Новогодние чудеса в театре кукол».
Цель: развитие фантазии, творчества детей на основе полученных знаний; развитие умения внимательно слушать рассказы своих товарищей.
3. «Как мы сочиняли сказки для Деда Мороза».
Цель: активизирование детского воображения; развитие интереса к слову; развитие умения связно и последовательно рассказывать, пользоваться планом. |
Январь
1. Творческое задание «Реклама любимой книги».
Цель: ознакомление детей с интересной формой работы – созданием рекламы; развитие умения коллективного и самостоятельного составления рекламы книги.
2. «Ты картинки рассмотри и нам сказку (рассказ) расскажи».
Цель: развитие умения придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей; развитие умения составлять предложения, используя образные слова и выражения.
3. Составление рассказов – рассуждений на основе сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Цель: развитие умения рассуждать, вовлекать в активный групповой разговор; умения развивать свою мысль, доказывать правильность своего выбора. |
Февраль
1. «Приключения на счастливом острове».
Цель: развитие умения фантазировать, активизировать воображение; умения поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.
2. «Цветные истории».
Цель: закрепление развития творческих способностей детей в речевой деятельности; развитие умения придумывать рассказы или сказки, используя разноцветные квадраты, а также используя различные цветовые ассоциации.
3. «Чудесное оживление доброй волшебницей окружающих предметов».
Цель: закрепление умения использовать в речи распространенные предложения; продолжение работы над интонационной выразительностью речи: умение передавать интонации удивления, радости, испуга, печали. |
Март
1. Творческая игра «Африка, ах, Африка».
Цель: закрепление знаний об особенностях жизни животных в Африке; развитие фантазии, воображения, умения отражать в рисунках свои впечатления о том, что увидели и услышали.
2. «Приключения в магазине игрушек».
Цель: закрепление умения придумывать сказочные истории на заданную тему; развитие литературного творчества.
3. «Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном городе».
Цель: совершенствование умения активно общаться с окружающими людьми; развитие умения придумывать продолжение и конец сказки. |
Апрель
1. «Сказки-почемучки или сказки-загадки».
Цель: развитие умения составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами; развитие интереса к придумыванию сказок и историй.
2. «Скоморох в гостях у ребят».
Цель: закрепления умения, полученные детьми в ходе ознакомления с произведениями художественной литературы; развитие непринужденной беседы, умения составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке.
3. «В музее сказок».
Цель: совершенствование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; выделять главных героев, их черты характера. |
Май
1. «Приключения в Сказочном городе».
Цель: развитие умения строить общение, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Литературная викторина «Что? Где? Когда?».
Цель: развитие образной, выразительной речи детей; развитие доказательной речи: умения отстаивать свое мнение при ответе на конкретный вопрос. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Викторина для детей и родителей «В стране литературных героев».
2. Наглядная информация «Что такое сказки?».
3. Организация совместного домашнего чтения волшебных сказок с последующим обсуждением.
Изучение литературы по теме:
1. Арушанова А.Г. «Формирование грамматического строя речи».
2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке».