МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

Самообразование 23-24 гг.

План по самообразованию

Тема: «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа».

Цель: овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью. 

Срок работы над темой: 2023- 2024 уч. г.

Задачи:

1. Формировать умение сопереживать героям сказок.

2. Одновременно развивать нравственно-этический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов.

3. Формировать правильное звукопроизношение.

4. Моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели.

Прогнозируемый результат: у детей развивается фантазия и воображение, память, внимание, восприятие, активизируется и обогащается словарный запас. Дошкольники связно излагают свои мысли, самостоятельно создают свои книжки с придуманными сказками. 

Актуальность: речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Связность речи – это связность мысли. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Развитие связной речи дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Особую роль играет составление творческих рассказов на основе сказочного сюжета. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку. Описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

 

 

Работа с детьми

Октябрь

1. «Проблемные ситуации для старших дошкольников».

Цель: закрепление умения размышлять, самостоятельно решать логические задачки; развитие памяти и сообразительности.

2. «Отгадай сказку».

Цель: развитие мыслительной деятельности, памяти, сообразительности; умения по кратким фрагментам из сказки узнавать сказку (ее название и содержание).

3. «Играем со сказкой».

Цель: развитие творческих способностей детей; умения придумывать несколько вариантов окончания сказки.

Ноябрь

1. Пересказ сказки с элементами сочинительства «Хитрый кот – добрый кот».

Цель: закрепление умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту и придумывать продолжение; закрепление умения выразительно рассказывать; расширение активного словаря словами-действиями, словами-определениями.

2. Придумывание конца сказки «Как медвежонок сапожки потерял». (О.И. Соловьева).

Цель: закрепление развития воображения, творчества, интереса к сочинительству; развитие умения придумывать к сказке конец, рассказывать связно, последовательно.

3. Моделирование нового сказочного сюжета на основе знакомой детям русской народной сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

Цель: закрепление умения пересказывать готовый текст, используя модели по сюжету; развитие творчества при создании моделей.

Декабрь

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Цель: развитие умения соблюдать логику при развитии новой сюжетной линии сказки; умения придумывать новую сказку с использованием приема «салат из сказок», когда встречаются герои из разных сказок.

2. «Новогодние чудеса в театре кукол».

Цель: развитие фантазии, творчества детей на основе полученных знаний; развитие умения внимательно слушать рассказы своих товарищей.

3. «Как мы сочиняли сказки для Деда Мороза».

Цель: активизирование детского воображения; развитие интереса к слову; развитие умения связно и последовательно рассказывать, пользоваться планом.

Январь

1. Творческое задание «Реклама любимой книги».

Цель: ознакомление детей с интересной формой работы – созданием рекламы; развитие умения коллективного и самостоятельного составления рекламы книги.

2. «Ты картинки рассмотри и нам сказку (рассказ) расскажи».

Цель: развитие умения придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей; развитие умения составлять предложения, используя образные слова и выражения.

3. Составление рассказов – рассуждений на основе сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: развитие умения рассуждать, вовлекать в активный групповой разговор; умения развивать свою мысль, доказывать правильность своего выбора.

Февраль

1. «Приключения на счастливом острове».

Цель: развитие умения фантазировать, активизировать воображение; умения поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.

2. «Цветные истории».

Цель: закрепление развития творческих способностей детей в речевой деятельности; развитие умения придумывать рассказы или сказки, используя разноцветные квадраты, а также используя различные цветовые ассоциации.

3. «Чудесное оживление доброй волшебницей окружающих предметов».

Цель: закрепление умения использовать в речи распространенные предложения; продолжение работы над интонационной выразительностью речи: умение передавать интонации удивления, радости, испуга, печали.

 Март

1. Творческая игра «Африка, ах, Африка».

Цель: закрепление знаний об особенностях жизни животных в Африке; развитие фантазии, воображения, умения отражать в рисунках свои впечатления о том, что увидели и услышали.

2. «Приключения в магазине игрушек».

Цель: закрепление умения придумывать сказочные истории на заданную тему; развитие литературного творчества.

3. «Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном городе».

Цель: совершенствование умения активно общаться с окружающими людьми; развитие умения придумывать продолжение и конец сказки.

Апрель

1. «Сказки-почемучки или сказки-загадки».

Цель: развитие умения составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами; развитие интереса к придумыванию сказок и историй.

2. «Скоморох в гостях у ребят».

Цель: закрепления умения, полученные детьми в ходе ознакомления с произведениями художественной литературы; развитие непринужденной беседы, умения составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке.

3. «В музее сказок».

Цель: совершенствование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; выделять главных героев, их черты характера.

Май

1. «Приключения в Сказочном городе».

Цель: развитие умения строить общение, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Литературная викторина «Что? Где? Когда?».

Цель: развитие образной, выразительной речи детей; развитие доказательной речи: умения отстаивать свое мнение при ответе на конкретный вопрос.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

1. Викторина для детей и родителей «В стране литературных героев».

2. Наглядная информация «Что такое сказки?».

3. Организация совместного домашнего чтения волшебных сказок с последующим обсуждением.

Изучение литературы по теме:

1. Арушанова А.Г. «Формирование грамматического строя речи».

2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке».

31 марта 2024 в 20:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.