МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

Самообразование 23-24гг.

План по самообразованию

Тема: «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Старшая группа».

Цель: овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью. 

Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.

Задачи:

1. Формировать умение сопереживать героям сказок.

2. Одновременно развивать нравственно-этический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов.

3. Формировать правильное звукопроизношение.

4. Моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели.

Прогнозируемый результат: у детей развивается фантазия и воображение, память, внимание, восприятие, активизируется и обогащается словарный запас. Дошкольники связно излагают свои мысли, самостоятельно создают свои книжки с придуманными сказками.  

Актуальность: речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Связность речи – это связность мысли. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Развитие связной речи дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Особую роль играет составление творческих рассказов на основе сказочного сюжета. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку. Описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Старшая группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Старшая группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. «Где я был, кого я видел».

Цель: развитие умения загадывать загадки об объектах живой природы, не называя их.

2. «Игрушки разговаривают по телефону».

Цель: формирование умения вести диалог по телефону; умение слушать друг друга.

Ноябрь

1. «Киоск открыток».

Цель: развитие умения развивать сюжет, используя набор открыток, по теме, выбранной воспитателем или детьми.

2. «Отгадай, как нас зовут».

Цель: развитие умения подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей; развитие навыка речевого творчества.

Декабрь

1. «Составление рассказа из деформированного текста».

Цель: развитие умения составлять рассказ или сказку из деформированного текста (текст по выбору педагога).

2. «На что это похоже?».

Цель: развитие умения подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета; развитие памяти, мышления, умения договариваться друг с другом.

Январь

1. «Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»».

Цель: развитие умения согласовывать существительные и прилагательные; развитие умения определять в сказке завязку, кульминационный момент и концовку.

2. «Нарисуем словами музыку».

Цель: развитие воображения, умения использовать в описании точные по смыслу слова, в том числе и по содержанию музыкального произведения; развитие монологической речи детей.

Февраль

1. «Найди противоположное по смыслу».

Цель: закрепление умения подбирать антонимы; развитие умения работать с предложенным текстом, определяя в нем нужные слова.

2. «Сказка «Жадный медвежонок»».

Цель: закрепление умения согласовывать местоимения с существительными; развитие умения размышлять, давать оценку поведению героя сказки.

 Март

1. «Это правда или нет?».

Цель: развитие умения видеть в тексте правдивые события и небылицы; умения отличать шуточные небылицы, которые вызывают смех, веселье, от прямого обмана с целью запутать, унизить человека или окружающих.

2. «Выручаем сказочных геров из беды».

Цель: развитие умения выявлять из нескольких сказочных предметов тот, который нужен герою той или иной сказки, уметь обосновывать свой выбор.

Апрель

1. «Яблонька, наклонись».

Цель: развитие умения выслушивать друг друга, давать оценку качествам характера сказочных персонажей; умение выделять положительных и отрицательных героев, изображенных на картинках.

2. «Что умеют делать сказочные герои».

Цель: развитие умения составлять рассказ по плану; закрепление знания о персонажах знакомых сказок.

Май

1. «Салат из сказок».

Цель: воспитание любви к художественному слову, уважение к книге; развитие умения внимательно слушать и эмоционально воспринимать новое произведение.

2. «Бесконечное предложение».

Цель: развитие умения обогащать простое предложение: словами-определениями, словами-действиями, местоимениями; развитие памяти.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка через игру-сказку».

2. Буклеты для родителей по теме.

3. Наглядная информация «Роль сказок в мире ребенка».

Изучение литературы по теме:

1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей».

2. Белоусова Л.Е. «Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники».

3. Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа».

4. В мире мудрых пословиц: Конспекты наглядных пособий для дошкольных учреждений».

31 марта 2024 в 20:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.