МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

Проект "Русская народная игрушка"

 

ПРОЕКТ

«Русская - народная игрушка»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей подготовительной к школе группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор: воспитатель Удодова  В.В.,

 

 2019г

Пояснительная записка

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании

всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,

интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Актуальность

Проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Новизна проекта состоит:

Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.

Тип проекта. Творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: Краткосрочный(25.03-05.04.2019)

Участники проекта: дети подготовительной группы,  педагог, родители.

Цель. Создать условия для эстетического воспитания дошкольников через восприятие красивого мира русской - народной игрушки.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.

-Расширять представление о русской - народной игрушке.

-Познакомить с русской народной игрушкой: кукла – пеленашка, матрешка и т.д

-Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.

-Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Предполагаемые результаты.

-У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.

-Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;

-Укреплены семейные связи.

-Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.

Этапы работы:

I Подготовительный:
-определение цели и задач; 
- подбор литературы по теме; 
- подбор и приобретение дидактического материала и оборудования; 
- планирование совместной деятельности. 

II.ОСНОВНОЙ 

Физическое развитие:

Народные игры:«Золотые ворота», «Карусели»

Цель: развивать спортивные качества: ловкость, смелость, выносливость; развивать чувство коллективизма; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Русские узоры», «Собери матрешку».Цель: создать условия для развития умений конструктивно-модельной деятельности, воспитывать культуру общения детей со взрослыми и сверстниками,развития мелкой моторики.

 

Познавательное развитие:

1 Беседы о народной игрушке, истории возникновения. Цель: создать условия для формирования у детей первоначальных знаний об истории создания народной игрушки, их видов и разнообразия.

2 Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных игрушек, иллюстраций, книг. Цель: продолжать учить и закреплять знания о народном промысле.Задачи:  Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров. Формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров. Расширять и закреплять представления детей о русских народных  промыслах. Продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи. Развивать творческую  фантазию, самостоятельность  в  придумывании  рисунка. Обогащать  словарный  запас  детей.

  

3 Просмотр видеопрезентации о народно-прикладном творчестве. Цель: создать условия для активного использования информационных компьютерных технологий. Цель: продолжать рассказывать о культуре родной страны, расширять знания о куклах на Руси.

Художественно-эстетическое развитие:

1НОД Лепка «Петух» («Индюк»)Программное содержание.  Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха (индюка): овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.

 

2 НОД Декоративное рисование«Рисование матрешки хохломской росписью и зарисовка отдельных элементов»Пр. сод: Учить детей рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы .

3 Расписывание детьми предметов элементами росписи.(Расписывание матрешек и других народных игрушек разными видами росписи)

  

  

4 Ручной труд: мастерская по изготовлению куклы-Пеленашки, тряпичной куклы, куклы из ниток. Цель: Вовлечение детей в совместную деятельность с воспитателем, развитие детско-родительского взаимодействия.

  

  

  

5. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

Речевое развитие:

Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц. Задачи: Развивать слуховую память.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 
1Выставка «Волшебный мир русской народной куклы »

   



Работа с родителями

-Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка» Цель: Познакомить с русской народной куклой.

-Папка передвижка «Русская - народная игрушка» Цель: Развивать педагогическую компентентность .

Результат:

В ходе реализации проекта поставленные цели создать условия для эстетического воспитания дошкольников через восприятие красивого мира русской - народной игрушки были достигнуты. Детям была интересна  тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество.  

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат  в речевом, познавательном, физическом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом  развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте ,сблизила детей, родителей и педагога нашей группы.

В ходе реализации проекта, поставленные задачи были успешно решены. Итог работы следующий:у детей сформирован интерес к изготовлению русских народных кукол из ткани; оформлена выставка детских работ «Волшебный мир русской народной куклы»; куклы будут использоваться в театральном представлении сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Придумай сказку…» и др.

В ходе образовательной деятельности дети проявили познавательный и исследовательский интерес. Пополнился словарный запас. За счет совместной деятельности дети и родители стали больше проводить совместного времени.

Список литературы:

- Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе (6-7 лет)на период 2018 -2019 учебный год. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под общей редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Составители: Удодова В.В.

 

5 апреля 2019 в 13:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.