МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

Консультация для родителей "Как познакомить ребенка с часами"

 

 

    Время – это одна из важных составляющихреальности, в которой мы существуем. Время является регулятором жизни и учебной деятельностишкольника, начиная с 1 класса. Первоклассники должны научиться: не опаздыватьна занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать. А дляэтого необходимо уметь определять время по часам.

Как научитьребенка определять время. Как научить ребенка разбираться с часами и определятьвремя? Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления(оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактнымипонятиями.  Ноориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтомуовладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходиморазвивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.   Итак,с чего начать?

 Начинать обучение ребенка определению времениследует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательностисобытий, что легко сделать в процессе игр.

Используйтеповседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами.

Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день —это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее... Спроситеребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом,покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньшебыли папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое.

Общаясьс ребёнком в течение дня, играя и занимаясь с ним, комментируйте свои действиясловами.

• сначала мы умоемся, потом будемзавтракать,

• сначала мы поиграем в лото, потом тыбудешь рисовать,

•сначала надо нарисовать, кружочек, потом квадратик и т.д

Для ознакомления с этимипонятиями можно использовать картинки с изображением каких – либопоследовательных действий или явлений:

• рост и развитие растенияили животного;

• последовательные действияпо изготовлению чего – либо (том её скосили, обмолотили, перемололи, сделалитесто, испекли хлеб и так далее) .

Познакомьте ребёнка сназваниями частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будетвечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с ихизображением.

 

За столом употребляйте слова «завтрак», «обед» и«ужин», связывая их с соответствующим временем дня. Говорите ребенку, что всезавтракают утром, обедают днем, а ужинают вечером.

Попросите ребёнка:

·         рассказатьпо картинкам, какое время суток изображено, что бывает в это время суток вприроде (с солнцем, небом, животными, с людьми с ним самим;

·         пояснить,что бывает сначала, а что потом;

Следующий шаг-Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия(настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой. Для большейнаглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.


 Устройте вечер загадок про часы ивремя, например:

Хоть исладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)

Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить.
(Часы)

Ходят кругом
Друг за другом.
(Стрелки часов)

 Что идет без ног?
(Время)

 Прочитайте и выучите с ребенкомпонравившиеся стихотворения о часах:

Часы (ЮннаМориц)
Шли часы через дорогу,
На свиданье к носорогу,
А навстречу шли часы
За батоном колбасы.
Шли часы в библиотеку,
Шли на поезд и в аптеку,
Шли часы на самолет,
И с коньками шли на лед.
Шли часы на именины,
Шли в музей смотреть картины,
Шли в кино и на футбол,
Шли купить красивый стол.
Шли часы на одеяле,
Шли на башне на вокзале,
Шли, чирикая в кармане,
Кукарекая в тумане,
Шли часы по всей стране,
Шли кукуя на стене,
Под подушкой у меня
Шли заливисто звеня!

Часы (ВладимирОрлов)
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначаютстрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса,четверть часа, сутки).

-Предложите ребенкувыложить из палочек числа от 1 до 12.

-Сделайтес ребенком самодельные часы

-Предложите ребенку нарисовать разные виды часов. 

-Предложитеребенку сконструировать часики из бумаги или изготовить из пластилина.

-Обязательно покажите правильное направление движениястрелки. Попросите ребёнка покрутить её в нужном направлении.

Расскажите, что часовая стрелка за час проходитрасстояние от одной цифры до другой. Выставьте нациферблате то или иное время (ровно). Попросите ребёнка изобразить положениечасовой стрелки через час (два, три и т. д.) или наоборот, час назад (два, трии т. д.)

 

Когда ребёнок будет легко называть иливыставлять на циферблате «время» в таком упрощённом виде, прикрепите на вашциферблат вторую стрелку – длинную, минутную.

Уточните, какая стрелка показывает часы, акакая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная». Закрепите этизнания:

• попросите ребёнка показать, где какаястрелка,

• спрашивайте, какая стрелка короче илидлиннее другой.

Объясните, что когда часовая стрелкапоказывает «ровно» час, два, три и так далее, минутная стрелка всегда бываетподнятой вверх, на отметку «12». Попросите ребёнка поставить её в положение вэто положение и попробовать покрутить стрелку по кругу, вставив то или иноевремя «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или заранееподготовленным рисункам, или произвольно.

Познакомьте детей спесочными часами. Купить простейшие песочные часы можно в аптеке. Они бывают наодну, три, пять минут. Расскажите, как именно пользоваться песочными часами. И,для начала предложите ребёнку проверить, действительно ли весь песок из однойполовинки часов в другую пересыплется за одну минуту. Ребёнок садится напротивмеханических (кварцевых) часов с секундной стрелкой. Когда стрелка будет нацифре «12», переверните ваши минутные песочные часы. Пусть ребёнок посидитспокойно всю минуту и понаблюдает за стрелкой и за песком: сколько будет пескаверху и внизу песочных часов, когда секундная стрелка на циферблате будет наотметке «3» или «6»…

Научите ребенкавыполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этомпесочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут). Например:

 - Надо собратьигрушки за 1 минуту.
- Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.

 

Используйтеслова для обозначения времени, такие как вчера, сегодня и завтра, когда выговорите с вашим ребенком. Когда эти слова употребляются в контексте, особеннов сочетании с календарем, это помогает сделать понятие времени более конкретным.

 

 

 

1 октября 2018 в 13:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.