МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО
Творческий проект "Волшебные сказки "
«Чтениев годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкамдетской души». В.Сухомлинский.
Актуальность :
Как показала практика , в последнее время дети совсем пересталичитать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедныеуголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальнойпроблемой в нашем обществе.
Сказки расширяютсловарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивать связнуюлогическую речь. Развитие связной речи является центральной задачей речевоговоспитания детей. Проблема: У детей недостаточныеразвиты коммуникативные навыки , нет умений общения со взрослыми, контактав парах .Часто возникают затруднения в связном рассказывании о чём-либо. У некоторых детей наблюдается низкий уровень развития творческого воображения.
Цель проекта:
Развивать творческие и речевые способности детей через ознакомление с русским народными и авторским сказками и их героями.
Задачи проекта: Образовательные: - закреплять и расширять знания детей о сказках, учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; - создавать условия для детей, способствующиеосвоению сказок; формировать творческое рассказывание. Развивающие: -развивать традиции семейногочтения; -развивать внимание к языку,чувствовать и осознавать средства речевой выразительности, развивать творческие навыки, коммуникативныеумения. Воспитательные: -создавать атмосферу эмоционального комфорта,взаимопонимания и поддержки; -прививать умение прийти на помощь в труднуюминуту; -воспитывать интерес и стремление кпостоянному общению с книгой, как источником знаний.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатель, родители.
Тип проекта: - творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 15.01 по 28.01.2018 года) Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
Этапы работы над проектом
I этап -Подготовительный(Подготовительно-информационный): -Вызвать интерес детейи родителей к теме проекта. -Сбор информации,литературы, дополнительного материала. -Информированиеродителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной,художественной литературы, пословиц, поговорок. -Подбор материала иоборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. Сотрудничество сродителями: беседа сродителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении квоспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Творчество детей«Иллюстрируем любимую сказку». Конкурс поделок «Нашисказки»
II этап-Основной( Практический- познавательный): . Работа с детьми.
Речевое развитие: -Чтение и рассказывание русских народных сказок: «Колобок», «Репка»,«Теремок»,«Заяц-хваста», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «У страхаглаза велики»; «Заюшкина избушка». «Гуси-лебеди»,«Царевна-лягушка»,«Сказка обИване-царевиче, жар-птице и о сером волке»,«Дюймовочка», «Красная шапочка»,«Золушка»,«Буратино»,«Сказкао рыбаке и рыбке»,«Цветик-семицветик»,«Конёк-горбунок». -Загадки о сказках,героях сказок. -Использованиемалых фольклорных форм: разучивание потешек, загадок, прибауток
Цель:Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в труднуюминуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей. Повышениеинтереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных иречевых умений на материале любимых сказок. Художественно-эстетическое развитие: -Лепка зайца по мотивам сказки «Заяц-хваста»
-Разучивание песни «Дружба крепкая»
Цель: Формированиеинтереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворениепотребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей. Стимулированиесопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческойдеятельности детей.
Физическоеразвитие: -Хороводная игра: «Заинька попляши…» -Подвижные игры: «У медведя во бору»,«Лиса»,«Гуси», «Зайцы и волк», «Лисичка и курочки» -Игры-эстафеты«Колобок», «Теремок» -Подражательные движения характерные животным:ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса) -Использование пальчиковой гимнастики: «Репка»,«Теремок», «Зимовье», «Заюшкина избушка» -Комплексутренней гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок»Цель: формирование здорового, жизнерадостного, физическиразвитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физическойкультуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.Познавательное развитие:-Мир, в котором мы живем:знакомство с жизнью животных зимой(заяц, волк, медведь, лиса) -Конструирование:постройки изстроительного материала -Дидактические игры:«Мои любимые сказки», «Что изменилось?», «Чего не стало», «Найдипо описанию», «Волшебный мешочек», «Собери сказку из частей», «Из какойсказки», « Кто лишний» -Игры-драматизациипо сказкам: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» -Настольныеигры по сюжетам сказок.
Цель: Формирование действий, направленных на познаниеокружающего мира, развитие сознательной деятельности. Социально-коммуникативноеразвитие:-Нравственная беседа о трудолюбии,взаимопомощи, дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка»-Организация «Больницы» для книг, обращать вниманиена правила безопасности работы с клеем, ножницами-Беседы «Сказки–добрыедрузья», «Мои любимые сказки» , «Какие сказки вам читают дома»
Работа с родителями. -Беседа с родителями «Знакомство с проектом». -Домашние задания для родителей и детей(изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). -Помощь в пополнении книжного уголка сказками. -Консультация для родителей «Какиесказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
III этап-Заключительный Подведение итогов,анализ ожидаемого результата. Оформление выставки«Наши любимые сказки»; Оформление выставки семейныхподелок сказочных персонажей; Викторина по сказкам. Предполагаемыйрезультат. Дети должны:
- проявлять любовь ксказкам и театральной деятельности; - знать и называтьпрочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ; знать различные видытеатров и уметь показывать их; - уметь самостоятельновыбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в своюроль. Результат:
В ходе реализации проекта поставленныецели и задачи развивать творческие и речевые способности детей через ознакомление с русским народными и авторскимсказками и их героями были достигнуты.Детям была интересна и близка тематика проекта,поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Родители поддержалипедагогов, проявили инициативу и творчесво. Приняли активное участие всовместном проекте, в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделаннаяв ходе проекта работа, дала положительный результат не только в речевом,познавательном, но и в социальном развитии детей; а также способствовалавозникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте ,сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Оформление выставки«Наши любимые сказки»; Оформление выставкисемейных поделок сказочных персонажей; Викторина по сказкам.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯЛИТЕРАТУРА: 1. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность вДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г. 2. Примерная образовательная программадошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, Москва 2013г. 3. Проектная деятельность в детском саду: наука ипедагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г 4. Русские народные сказки под редакцией ВолковойТ.С. , Лабиринт, 2015 г
Приложение. Консультациядля родителей
«Какие сказки читать ребенку на ночь?»
Сказка наночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое илинебрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой.Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, этомаленькие безопасные уроки жизни. Норассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересночитать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания поголове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул,почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка наночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает иубаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малышасуществует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы,мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышити почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это непустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимныхмоментов общения между взрослым и ребенком. Однако сказка на ночь, насыщеннаядействием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать всесобытия вместе с героями, волноваться за них и просить "почитатьеще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичныезахватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам ичтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, чтобудет дальше, какие еще приключения ждут героев!Сказка же или стихи на ночьдолжны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. Атеплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией влюбом доме. Впсихологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идеясостоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе сним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли:добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он можетв своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненныеситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию,становится более внимательным и усидчивым. Есть мнение, что человек в своей жизни повторяетсценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Выможете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливымконцом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что"терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе смалышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "былобы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленнойГердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказкиобратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого онберет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и неявляет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчиваетсяхорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам:попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из нихочень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет ксвоей цели. Итак,прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще рази убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно туидею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожеланияспокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двухсловах, а в добрых сказках!
Консультация«Сказкотерапия»Думаю, никто не будет спорить о пользе сказкотерапии и для детей, и дляродителей. С одной стороны, домашние занятия сказкотерапией – это еще однавозможность побыть вместе со своим ребенком, ощутить единство ивзаимопонимание, поделиться сокровенным, понять друг друга; возможностьпообщаться по-настоящему, без нотаций, упреков или обсуждения бытовых проблем.Ведь в сказке все равны: и дети, и взрослые. С другой стороны, домашние занятия сказкотерапией дают родителямвозможность ненавязчиво помочь ребенку решить психологические проблемы ипреодолеть комплексы; скорректировать нежелательные поведенческие реакции. Любая сказка поучительна, хорошие и плохие персонажи разграниченычетко, добрые поступки легко отличить от дурных, а герои сталкиваются с теми жепроблемами, что и Ваши дети. Главное – выбрать сказку по возрасту. И это оченьлегко сделать. Ориентируйтесь на возраст героев сказок и историй, он долженпримерно соответствовать возрасту Вашего ребенка. Тогда сказка будет близка ипонятна ребенку. Можно использовать и так называемые терапевтические сказки – сказки,написанные психологами специально для решения определенных проблем. Например,сказки для тех, кто не убирает игрушки или капризничает перед сном, кто плохокушает или мусорит на улице и т.д. Уверена, что большинство любящих родителей так или иначе применяютприемы сказкотерапии в общении со своими детьми. Например, читая ребенку передсном, а затем обсуждая прочитанное и делая выводы, Вы уже используете приемысказкотерапии. И, честно говоря, этот путь кажется мне более предпочтительным.Такие занятия гораздо более естественны для семейного воспитания. А может быть,я просто недолюбливаю терапевтические сказки как нечто искусственно созданное итак явно воспитывающее… Для своего ребенка я выбираю самые разные сказки: и русские народные, исказки народов мира, и сказки известных писателей, даже притчи, но обязательноинтересные и реалистично иллюстрированные. Это же так познавательно, ведьрассмотрев иллюстрации, малыш обязательно спросит, что такое лапти или огниво,почему такие необычные домики (в сказках братьев Гримм) и т.п. Любая сказка наполнена смыслом, нужно только помочь ребенку егоувидеть, подвести к пониманию героев и их поступков. Для этого лучше всегопоследовать примеру Сократа, который обучал с помощью наводящихвопросов. Вот, например, история о трех медвежатах Альфреда Кеннера изкниги «Великан Арчибальд». Она поможет ребенку стать чуточку добрее ивнимательнее к окружающим. Поищите эту чудесную книгу в домашней библиотеке,там еще много отличных историй для детей. 29 января 2018 в 10:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.