МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

«Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома».


 

 «Назови лишнее слово»

Взрослый  называет слова и предлагаетребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово«лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

« Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер

«Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

"Подбери словечко"

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая,его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"…(воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек,ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"…(молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

«Волшебные  очки»

Взрослый говорит: «Представь,  что  у нас  есть  волшебные  очки. Когда  их надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым,синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный мяч, красные  сапоги,       красное  платье,красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

"МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"

Интенсивное воздействие на кончики пальцевстимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психо - эмоциональнойустойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельностьголовного мозга, тонизирует весь организм.

Уважаемые родители, «поиграем с ручками»

вместе с детьми»!

Массаж биологически активных точек (бат),которые находятся на кончиках пальцев.

Для этого необходимо положить кончик каждогопальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой рукитак, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениямимассировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем противчасовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом, массируем всепальцы правой и левой руки. На каждый палец затрачиваем по 1 минуте, на всепальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за этовремя формируется нервный импульс, если пропустили один день, то  массажначинается сначала.

Массаж с помощью различных предметов.

• работа с мячиком с шипами, орехом, шишкой;

• прокатывание между ладонями ребристогокарандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые (вертикально);

• прокатывание пальцев руки по ребристойповерхности;

• работа с наждачной бумагой.

                                                              

В нелегкой работе по преодолению недостатковречи у детей родителям необходимо:

1. Развитие умения правильно слышать ивыделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот илииной звук в слове и определять его место относительно других — самая частаяпричина возникающих проблем с чтением и письмом.

Ребенку важно уметь:

 *определять место заданного звука в слове(в начале, середине, конце);

 * делить слова на слоги;

* различать твердые и мягкие согласные;

 * различать гласные и согласные звуки;

* различать слова, похожие по звучанию;

* различать слова, отличающиеся одним звуком;

 * находить слова, в которых нет заданногозвука;

 * осознавать основные элементы языка —слово, слог, звук.

 2. Формирование правильногозвукопроизношения.

Родители должны сами говорить правильно, называявсе предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителямнеобходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления вшколу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устнойречи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

3. Развитие моторики и графическихнавыков (расположение предметов по отношению к ребенку, междупредметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры смелкими предметами, шнуровки и т. д.).

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

Ребенка надо научить:

- устанавливать последовательность звуков всловах, обозначать их соответствующими буквами;

- понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Развитие словаря.

Формировать умения:

 * определять количество ипоследовательность слов в предложении;

* составлять предложения, рассказ по сюжетнымкартинкам;

* пересказать текст;

* рассказать сказку.

 6. Обучение чтению.

 Если ребенок учится читать, необходимопомнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен пониматьпрочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ковсем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Рекомендации родителям

Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре! Умейте выслушать ребенка. Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотнымречевым общением:

- посредством называния окружающих предметов иявлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

- в собственной речи четко проговариватьокончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов вразличных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

- обращать внимание детей на смыслообразующиеэлементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учитьдетей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег,зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

- привлекать внимание детей к правильномупониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи иизолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола,положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

 

 И самое главное – как можно чаще хвалитевашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

 

 

 

 

 

25 января 2018 в 14:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.