МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Друзья для Сороки»

Оборудование и материал:

Презентация «Зимний парк»; картинки с изображением зимующих  и перелетных птиц; ёлочка ;световой стол для рисования песком; песок; влажные салфетки; кормушка.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

 На экране зимний пейзаж, педагог приглашает детей и выстраивает их в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Валерьевна, а тебя? (Обращается к ребенку и подает ему руку ладошкой вверх, ребенок кладет свою руку сверху и называет свое имя)

Воспитатель: Рада с тобой познакомиться. А тебя? ( так с каждым ребенком, говоря при этом слова, например, какое красивое у тебя имя, рада нашей встрече, у тебя очень красивая улыбка, приятно познакомиться и т.д.)

- Я сегодня к вам пришла не одна, со мной еще гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями.(дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима).А какие признаки зимы вы знаете? (называют признаки зимы). Умницы, зимой- холодно, морозно, на деревьях бахрома, мороз трещит на стеклах, сквозняк стучится в окна!

1 Создание проблемной ситуации

СЛАЙД 2

Воспитатель: Ой, ребята,  что за шум? (появляется сорока на экране)-ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ.

Сорока:

Я, сорока-белобока,

Я летала по лесам

Побывала тут и там.

Снег вокруг, совсем не жарко,

Солнце светит, но не ярко.

Птицы в небе не поют,

Скучно мне и там, и тут.

И такая тишина,

Кажется, что я одна.

Ничего я не пойму…

Что к чему да почему?

Воспитатель:  Интересно, почему это сорока так расшумелась и  встревожилась? Вы услышали, что она сказала?(ответы)

Ей показалось, что она осталась совсем одна и она заскучала , а как можно помочь Сороке?(ответы) А может быть поможем найти ей  друзей, что бы она не грустила.А где нам их найти,где можно встретить птиц зимой? (ответы) Мы с вами отправимся туда,  где можно встретить птиц-в зимний парк.  Согласны?Давайте возьмемся за руки и закроем глаза.

Влево-вправо повернись, в зимнем парке окажись.

СЛАЙД 3

-Посмотрите, ребята, как вокруг красиво и тихо! Слышите голоса птиц? (нет) А почему, куда улетели птицы?  ( В теплые края,потому что снег все засыпал, стало очень холодно, нет букашек жучков,семян и им трудно найти себе корм)

Какие вы молодцы! Ребята, а разве все птицы улетают на юг?(нет). Правильно есть в зимнем парке птицы, которые остаются зимовать, и их называют зимующими. Они более выносливые  к холодной погоде. А помочь  разыскать их нам помогут загадки. Вы любите загадки? Ну тогда слушайте внимательно.(ПОСАДИТЬ ДЕТЕЙ)(спина прямая, ноги поставить ровно)

1 загадка.

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ворона)

Правильно, ворона крупная птица, с большими крыльями, с сильными цепкими лапками. Ворона умеет прыгать, летать и ходить.

2 загадка

Желтенькое брюшко - 
воробья подружка. 
(Синица)

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Синицу называют подружкой воробья, она такая же проворная, хорошо летает и прыгает , и также как и воробей не умеет ходить по земле.

На слайде синица.

3 загадка

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.
(Голубь) 

Правильно ребята, это голубь.Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека.

На слайде голубь.

4 загадка

Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый …(Воробей)

Умнички, воробей небольшая птица,  умеет хорошо летать и прыгать, а вот ходить по земле, к сожалению, не умеет.Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

На слайде воробей

Ну вот , ребятки, отгадали все мои загадки. И наш парк наполнился весёлыми птицами.

СЛАЙД СО ВСЕМИ ПТИЦАМИ.

Какие вы все молодцы! А теперь давайте мы с вами  пройдём  к  сосне и посадим  на его веточки птиц, которых мы только что отыскали.  Возьмите  по одной прищепке и выберете любую понравившуюся вам птицу.  (Дети выбирают зимующих птиц и сажают их на веточки дерева).

 Ребята, вы хорошо потрудились ,а теперь, я предлагаю немного отдохнуть , представить себя зимующими птицами и поиграть со мной.

Физкультминутка

Воробьи, вороны, галки

На снегу играли в салки, (крылышками назад махи)

А мороз их догонял

И за пяточки щипал! (быстро топать ножками)

Птички весело порхали - , (крылышками назад махи)

Только пяточки сверкали! (поочерёдно  пятками)

Про мороз они забыли -

Свои лапки застудили! (наклон к пяткам, с сожалением)

Птички, птички! Улетайте!

Летом в салочки играйте! (хлопки)

Будет солнышко теплее -  (развести руками, вверх к солнышку)

Ваши лапочки согреет!  (показ на пяточки)

Скажите , пожалуйста, что же случилось с нашими птичками во время игры в салки? (Они застудили свои лапки). Почему же так произошло?(Потому, что на улице холодно, морозно, лежит снег на земле). Умницы, земля зимой покрыта  холодным снегом, и у наших птичек замерзают лапки.

СЛАЙД-следы  лапок птиц на снегу.

Теперь, ребята, пройдёмте за мной. (подвести к столу). Посмотрите -это световой стол. Обратите внимание, что вы здесь  видите? (Песок). Ребята,  возьмите песок в руки  и скажите мне, какой он? (теплый).  Песок, в отличии от снега тёплый, его можно пересыпать(показать как сыпется) и  состоит из мелких частичек-крупинок. А еще с помощью песка можно рисовать. Давайте мы с вами немного пофантазируем и представим, что это не песок , а снег. Согласны?(Да) Как вы думаете ,чем можно рисовать на песке? (Ответы детей). Сейчас мы с вами с помощью наших пальчиков попробуем оставить  следы   лапок птиц на нашем снегу. (Рисование следов лапок). Какие вы молодцы! У вас всё замечательно получается! А теперь,  отряхните руки.

СЛАЙД С ПОЯВЛЕНИЕМ СОРОКИ.

Воспитатель. Ой, смотрите, наша  старая знакомая опять к нам прилетела. Но теперь она очень весёлая,  она рада тому, что мы помогли ей найти друзей.

СЛАЙД СО ВСЕМИ ПТИЦАМИ.

И теперь ей будет не скучно. А теперь, ребята, пойдёмте со мной и посмотрим какие птицы  рядом с сорокой.

Воспитатель: Зима очень трудное  время для птиц, особенно если она морозная и снежная. И не так страшен для птиц холод, как голод ,потому что зимой, птицам труднее добыть себе еду. Ребята, а как мы можем помочь птицам справиться с голодом? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)…..

СЛАЙД С КОРМУШКОЙ

Мы с моими ребятами приготовили для вас небольшой подарок, вот такую чудесную кормушку и попросили передать, что бы вы повесели её на своём участке во время прогулки, и обязательно не забывали бы каждый день подкармливать  птиц. И тогда они будут прилетать к вам в гости и радовать вас  своим веселым пением, как вы сегодня порадовали меня .Вы очень старательные и любознательные  ребята, и я надеюсь, что всё, что сегодня  вы увидели и услышали, вы запомните , будете бережно относиться к птицам.

                                   САМОАНАЛИЗ.

Тема : «Друзья для Сороки».

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»(Вид деятельности «Природное окружение»), «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: 

 Создание условий для углубления представлений детей  о  зимующих птицах. (Для детей цель-помочь Сороке найти  для неё друзей- зимующих птиц)

 

Задачи:

Обучающие:

 - создать условия для уточнения и расширения знаний детей о  зимующих птицах.

Развивающие:

 -развивать познавательный интерес;

- развивать творческие  способности в ходе познавательно-исследовательской  деятельности, способствовать  развитию мелкой моторики с помощью песка.

Воспитательные:

- воспитывать  у детей доброжелательное отношение к птицам;

- способствовать стремлению детей беречь птиц и  помогать им.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал:  презентация; световой стол для рисования с песком. Раздаточный материал: картинки с изображением  птиц, который помог раскрыть тему более интересно и ярко.

Для обеспечения интереса детей к теме создала проблемную ситуацию: Сорока прилетела, встревоженная, ей стало скучно и она подумала , что  осталась совсем одна. Ребята соглашаются  помочь найти  ей друзей в парке .

 

Занятие состоит из трёх частей:

1 Вводная часть - состоит из организационного момента и создание проблемной ситуации.

2 Основная часть – практическая деятельность (решение проблемной ситуации в ходе отгадывания загадок, дидактической игры «Зимующие птицы», физминутки «Птичьи салки», познавательно-исследовательской деятельности с песком и  «Рисование  следов  птичьих лапок» ).

3 Заключительная часть – рефлексия (оценка результатов деятельности детей) и  вручение кормушки.

Для решения поставленных задач  использовала следующие приёмы и методы:

Словесный метод  (Объяснение, рассказ );

Метод демонстрации (включает приём демонстрация презентации, показ способов действий);

Практический метод (включает в себя игровой приём);

Метод проблемного обучения ( создание проблемной ситуации).

Игра является ведущим видом деятельности  детей, поэтому я использовала дидактическую игру «Зимующие птицы», физминутку «Птичьи салки», игровой приём-рисование  птичьих следов на песке.

В ходе занятия для обеспечения  работоспособности детей использовала  групповую  работу.

Дифференцированный подход к детям проявился в ходе выполнения следующих заданий: во время  дидактической игры, рисование на  световом столике.

Для удовлетворения двигательной активности и сохранения здоровья детей была организована физминутка «Птичьи салки».

В процессе  всей деятельности дети были (активны, внимательны, сохранялся интерес).

Подводя итог данной деятельности я положительно оценила работу детей, тем самым создавая ситуацию успеха для дальнейшей их работы.

ВЫВОД: Заявленная тема полностью соответствует содержанию данной деятельности. Я считаю, что мне полностью удалось  реализовать поставленные задачи потому, что  дети активно(старались) принимали участие в ходе всей деятельности.

20 февраля 2017 в 19:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.