МБОУСОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска ОДО

Самообразование 23-24 гг.

31 марта [вс]

План по самообразованию

Тема: «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа».

Цель: овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью. 

Срок работы над темой: 2023 - 2024уч. г.

Задачи:

1. Формировать умение сопереживать героям сказок.

2. Одновременно развивать нравственно-этический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов.

3. Формировать правильное звукопроизношение.

4. Моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели.

Прогнозируемый результат: у детей развивается фантазия и воображение, память, внимание, восприятие, активизируется и обогащается словарный запас. Дошкольники связно излагают свои мысли, самостоятельно создают свои книжки с придуманными сказками. 

Актуальность: речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Связность речи – это связность мысли. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Развитие связной речи дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Особую роль играет составление творческих рассказов на основе сказочного сюжета. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку. Описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Подготовительная к школе группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

 

 

Работа с детьми

Октябрь

1. «Проблемные ситуации для старших дошкольников».

Цель: закрепление умения размышлять, самостоятельно решать логические задачки; развитие памяти и сообразительности.

2. «Отгадай сказку».

Цель: развитие мыслительной деятельности, памяти, сообразительности; умения по кратким фрагментам из сказки узнавать сказку (ее название и содержание).

3. «Играем со сказкой».

Цель: развитие творческих способностей детей; умения придумывать несколько вариантов окончания сказки.

Ноябрь

1. Пересказ сказки с элементами сочинительства «Хитрый кот – добрый кот».

Цель: закрепление умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту и придумывать продолжение; закрепление умения выразительно рассказывать; расширение активного словаря словами-действиями, словами-определениями.

2. Придумывание конца сказки «Как медвежонок сапожки потерял». (О.И. Соловьева).

Цель: закрепление развития воображения, творчества, интереса к сочинительству; развитие умения придумывать к сказке конец, рассказывать связно, последовательно.

3. Моделирование нового сказочного сюжета на основе знакомой детям русской народной сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

Цель: закрепление умения пересказывать готовый текст, используя модели по сюжету; развитие творчества при создании моделей.

Декабрь

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Цель: развитие умения соблюдать логику при развитии новой сюжетной линии сказки; умения придумывать новую сказку с использованием приема «салат из сказок», когда встречаются герои из разных сказок.

2. «Новогодние чудеса в театре кукол».

Цель: развитие фантазии, творчества детей на основе полученных знаний; развитие умения внимательно слушать рассказы своих товарищей.

3. «Как мы сочиняли сказки для Деда Мороза».

Цель: активизирование детского воображения; развитие интереса к слову; развитие умения связно и последовательно рассказывать, пользоваться планом.

Январь

1. Творческое задание «Реклама любимой книги».

Цель: ознакомление детей с интересной формой работы – созданием рекламы; развитие умения коллективного и самостоятельного составления рекламы книги.

2. «Ты картинки рассмотри и нам сказку (рассказ) расскажи».

Цель: развитие умения придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей; развитие умения составлять предложения, используя образные слова и выражения.

3. Составление рассказов – рассуждений на основе сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: развитие умения рассуждать, вовлекать в активный групповой разговор; умения развивать свою мысль, доказывать правильность своего выбора.

Февраль

1. «Приключения на счастливом острове».

Цель: развитие умения фантазировать, активизировать воображение; умения поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.

2. «Цветные истории».

Цель: закрепление развития творческих способностей детей в речевой деятельности; развитие умения придумывать рассказы или сказки, используя разноцветные квадраты, а также используя различные цветовые ассоциации.

3. «Чудесное оживление доброй волшебницей окружающих предметов».

Цель: закрепление умения использовать в речи распространенные предложения; продолжение работы над интонационной выразительностью речи: умение передавать интонации удивления, радости, испуга, печали.

 Март

1. Творческая игра «Африка, ах, Африка».

Цель: закрепление знаний об особенностях жизни животных в Африке; развитие фантазии, воображения, умения отражать в рисунках свои впечатления о том, что увидели и услышали.

2. «Приключения в магазине игрушек».

Цель: закрепление умения придумывать сказочные истории на заданную тему; развитие литературного творчества.

3. «Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном городе».

Цель: совершенствование умения активно общаться с окружающими людьми; развитие умения придумывать продолжение и конец сказки.

Апрель

1. «Сказки-почемучки или сказки-загадки».

Цель: развитие умения составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами; развитие интереса к придумыванию сказок и историй.

2. «Скоморох в гостях у ребят».

Цель: закрепления умения, полученные детьми в ходе ознакомления с произведениями художественной литературы; развитие непринужденной беседы, умения составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке.

3. «В музее сказок».

Цель: совершенствование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; выделять главных героев, их черты характера.

Май

1. «Приключения в Сказочном городе».

Цель: развитие умения строить общение, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Литературная викторина «Что? Где? Когда?».

Цель: развитие образной, выразительной речи детей; развитие доказательной речи: умения отстаивать свое мнение при ответе на конкретный вопрос.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

1. Викторина для детей и родителей «В стране литературных героев».

2. Наглядная информация «Что такое сказки?».

3. Организация совместного домашнего чтения волшебных сказок с последующим обсуждением.

Изучение литературы по теме:

1. Арушанова А.Г. «Формирование грамматического строя речи».

2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке».

3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок».

4. Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа».


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.